Народная хореография

1/9

Народные гуляния и игрища южного Подмосковья и, в частности в Подольском районе, отличались своей масштабностью и размахом. Было принято ходить из одной деревни в другую в гости. Бывало, проходили с песней и гармошкой 5-8 километров.

 

  • Рассказывет Клочков Виктор Андреевич 1920 г.р. деревня Васюнино Подольского района: "В Васюнино со всех мест собиралось много народу, особенно на Троицу, так как это престольный праздник у нас. Гуляли, пели, плясали, играли..."

 

  • Место, где проходили гулянья, называлось "пятаком", а идти на танцы, значит, "идти на круг, собираться на круг". Рассказывает Леонова Александра Егоровна д.Акулово Подольского р-на: " В деревню гармонисты приходили, под березой круг такой был...Бывало,идем с работы, усталые, а все равно гулять бежим! Выходим, слушаем, где поють? Побежали под березы на круг! Там гармошка заливается, гуляли до четырех утра! Никто не ругается, поем, пляшем под гармошку!"

 

  • В каждой деревне все знали это место, так как пятак от пляски был выбит подошвами и каблуками, трава там не успевала вырасти.  Рассказывет Галкин Б.И.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Ни одна вечерка без страданий не обходилась. Кто-то пел короткую частушку- страданье, состоящую из 2-х строк, а кто-то тут же должен был ответить четверостишием, и при этом еще и приплясывали.

 

  • В Подольском районе послевоенная молодежь лихо отплясывала разнообразные танцы, широко распространенные по всей России в середине прошлого века.

 

  • Рассказывает Нестеров Иван Михайлович 1909 г.р. деревня Поливаново  Подольского района: " Вечерки сразу начинались с танцев. Перво-наперво : кадрель, а затем тустеп, коробочка, под-испань, краковяк, светит месяц. Танцують, танцують, пока не устануть..."

                                                                                                                                                   

 

В южном Подмосковье в послевоенное время ни одна вечерка не обходилась без  вальса.

 

Рассказывает Шумова Екатерина Васильевна 1913 г.р. деревни Галыгино Чеховского района Московской области: «Что плясали? Перво-наперво вальс. Какой?  «Амурские волны» и простой вальс  «Ночь высока». А потом уже коробочку, тустеп, круковяк, чардаш».

 

Рассказывет Галкин Б.И. 1929г.р. д.Сальково Подольский район Московская область: «Вальсы все плясали! Танго! Фокстрот!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вальсировали по большому кругу под «Ночь высока», «Златые горы», а «Крутится –вертится шар голубой» называли «вальс  самый отдыхающий», так как в нем не надо было постоянно кружиться, а можно было просто двигаться вперед- т.е «отдыхать», а потом вальсировать.

 

Если  молодых людей не хватало, плясать приходилось «шерочка с машерочкой»

 

Это шутливое название пары, состоящей из двух женщин , танцующих вместе из-за отсутствия мужчин. До 18 века женщины получали домашнее образование. В 1764 году в Петербурге был открыт Смольный институт благородных девиц при женском монастыре. Учились в нем дочери дворян с 6-18 лет. Предметами обучения были Закон Божий, французский язык, арифметика, рисование , а так же танцы. Обычным обращением учениц друг к другу было французское ma cher, что в переводе означает « моя дорогая». От этих французских слов и появились русские слова «шерочка» и «машерочка», которые и в настоящее время шутя употребляются для названия пары, состоящей из двух женщин.

 

В 1992 году в деревне Акулово Подольского района центром "Истоки" была записана от местных жителей угловая кадриль , соcтоящая из  4 фигур : «По улице», «Я на горку», «Краковяк», «Барыня».

 

 Парная и сольная импровизационная пляска бытовала в южном Подмосковье повсеместно. Она могла различаться по названию, по манере и колориту исполнения. Плясали русского, комаринского, елецкого, Семеновну, цыганочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время сольной пляски каждый танцор показывает  себя, свой характер, свою манеру, выходку, коленца, дроби, ходы и хлопушки.

 

Были в Подольском районе настоящие мастера сольной пляски. В их исполнении одиночная пляска – особенно живое, захватывающее зрелище! – это всегда выступление талантливого мастера, человека очень музыкального и одаренного.

 

Рассказывает Галкин Б.И.:

 

«..Нинка Роджина из Кленова, бывало, как опишеть круг, как начнеть кренделя давать – ног не видно, что она там ими рисует! Или в круковяке – ногу выкидываеть под девянсто градусов, а другой  в полете успеваеть ударить два раза! Как она успевала, не знаю!»»

 

Рассказывает Леонова А.Е.

 

Д. Акулово Подольский район : « У нас Вера Маркова была плясунья лучше всех…и чечетку била, и вприсядку делала…А выходила- плечами водила и пальцами в такт прищелкивала…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает Клочков В.А. 1920г.р

 

 Д. Васюнино Подольского района : «…Русского у нас плясали аж на 24 колена!!!Один выкидываеть коленца, а другой вокруг него вприсядку и дает «ползунка»! Бывает вприсядка с гармошкой!..

Пляска с характерным названием «Елецкого» была записана центром Истоки в Ефремовском районе Тульской области, в самой южной точке, буквально на границе с Липецкой областью. Отсюда и название – «елецкого» или «илецкого» по одноименному городу Липецкой области Елец. Пляска состояла из импровизированного количества участников.

 

Рассказывет  Селезнева Дарья Петровна 1923 г. р:«ну,,,хто хочить, тот и встаеть…в основном, женщины, девушки. Вставали …играють елецкого…друг напротив друга…на середине сходимся, проходим на ихнее место, приплясываем, притопываем и хлопать надо… потом елецкие припевки поем…»

 

  • Я елецкого пляшу, во все стороны гляжу

    Ой, в какой же стороне подошел милой ко мне.

     

    Ой, подруга дорогая выходи и становись,

    замечательно елецкого играет гармонист

     

  • Я елецкого пляшу, сама не елецкая,

    Я простая боевая, русская, советская!

     

  • Чтоб елецкого плясать, частушек много надо знать,

    А я знаю только две, про тябе и про мяне!

     

  • Мне елецкого плясать мама не велела,

    Она моя хорошая ботиночки жалела.

     

    Мы елецкого плясали, загорелись пятки

    Где пожарная команда, что за беспорядки?

     

    Я елецкого игру до чего же я люблю,

    Когда буду помирать, велю елецкого играть

     

    Карие глазеночки стояли у сосеночки,

    стояли улыбалися, кого-то дожидалися.

     

    Ой, подруга моя Нина, запевай какую хошь

    про любовь только не надо мое сердце не тревожь

     

    Вот она и заиграла, вот и запиликала

    подруга с радости  запела, я с горя великого

     

    Елец-город, Елец-город, елец-город славится,

    ни один залетка-милый, вся семейка нравится

     

    У залетки у маво другая появилася,

    подруга, я не ревновала, только удивилася

     

    Заиграла музыка, я думала елецкого,

    ему надо городскую, а я деревенская

     

    Ой, товарочка моя,что мы расходилися,

    а спасибо говорить, наверно, позабылися

     

    Ой, спасибо тебе, Ваня, ой, спасибо три раза

    Третий окончательно, сыграл нам замечательно

     

     Д. Каменка Подольского района.

 

 

Рассказывает Балакаева В.Ф.1919 г.р.: «…плясали у нас «Барыню» с частушками, с выходкой! Одна поеть, затем другая..»

  • Меня мама родила, как нарисовала,

    Черны брови подвела, Светочкой назвала.

  • Я девчонка боевая, в девках не остануся,

    Ох, и горе тому будет, кому я достануся!

  • Игроку за уваженье 32 медали, и портрет ему на грудь,

    Чтобы все видали.

  • Гармонисту за игру табуретку синюю

    Четыре сына восемь дочек и жену красивую!

  • Раздайся народ, это Варя идет,

    Она хочет поплясать, все манеры показать!

  • Гармонист у нас хороший, мы всегда с ним как в огонь,

    Только вот беда случилась, девки свистнули гармонь.

     

     

    Д.Аношкино, Одинцовский район

 

 

Рассказывает Мухардёнкова К.В. 1918 г.р.: « …на круг выходили…Круг был…Семеновну плясали. Девушки в основном. Пляска эта парная…».

  • Ой, подруженька, давай с тобой вдвоем

    Про Семеновну чего-нибудь споем.

  • Как Семеновна сидит на лесенке,

    А про Семеновну поются песенки.

  • А мне Семеновну запретили петь,

    А я девчоночка не могу стерпеть.

  • На горе стоит пень березовый,

    Гуляла с милым я в кофте розовой.

  • Ой, гора-гора, гора крутой подъем,

    Уехал миленький, а я грущу по нём.

  • Самолет летит в небе голубом,

    А мне понравился с золотым зубом.

    С золотым зубом, коронка медная,

    Он зажиточный, а я бедная.

 

 

    Д.Поливаново Подольского района.

 

Рассказывает Нестеров И.М.1909 г.р.: «…до революции у нас танцевался массовый танец – кадриль. Он состоит из шести частей:

  • Среди поля стоит ель, начинается кадрель.

  • Шла на горку я.

  • По улицы мостовой.

  • Во саду ли , в огороде.

  • Летели две птички.

  • Барыня.

     

Славнский Дом
Центр традиционной русской культуры южного Подмосковья "Истоки"
  • Facebook Social Icon
  • Instagram Social Icon
cult_services.jpg

 "ЦЕНТР ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ ИСТОКИ ПОДОЛЬСК"

Центр традиционной русской культуры южного Подмосковья "Истоки"
Центр традиционной русской культуры южного Подмосковья "Истоки"
Центр традиционной русской культуры южного Подмосковья "Истоки"